Это гайд от стримера для стримеров и тех, кто хочет ими стать. В начале крастко о стримерстве в целом, а после - об особенностях стримерства в стар конфликте.
Итак…
Стрим – это не просто запись какой-то игры, боя или события. Это искусство, такое же, как кинематограф: в нем есть свои главные герои, сюжет и действие. Не хватает только одного – оператора, который это всё красиво покажет, может даже прокомментирует и покажет своим зрителям. Стримера.
Что нужно чтобы быть стримером?
- Компьютер, желательно немного превосходящий системные требования игры, которую вы планируете записывать.
- Стримерское ПО, так называемые программы для записи стримов и портал, где будет размещён стрим.
Итак, по порядку:
Ваш компьютер. От него напрямую зависит качество видео и звука в стриме, а так же общая красочность записи, которую увеличат высокие настройки внутриигровой графики и качественный звук.
- На заметку стримерам:
Практически всё игровое сообщество предпочитает смотреть записи в формате Full HD или просто HD, то есть при соотношении сторон монитора 16:9. Разрешение экрана для Full HD (иначе как 1080р) это 1920×1080 пикселей, а для HD (720р) - 1280×720 пикселей.
Стрим, при отсутствии подходящего монитора, можно записывать в нестандартном разрешении, но это естественно снизит популярность ваших записей или записывать в окне с нужным разрешением, но в таком случае про высококочаственные записи придётся забыть, если вы не имеете монитор, более чем 1920х1080 пикселей.
- Встроенные звуковые карты.
Многие стримеры говорят что практически все встроенные (в материнскую плату) звуковые карты – очень слабые и портят звук. В чём-то они правы, но большей бедой при работе со встроенной звуковой картой чаще является всего один звуковой канал – какие-бы ухищрения стример не проводил, зрители всё равно будут слышать всё, что слышит он. Если учесть это и быть осторожными с музыкой, некстати звонящим скайпом, или будильником в операционной системе, то встроенная звуковая карта не помешает сделать хороший стрим.
Стримерское ПО и гейм-порталы.
Для записи стримов есть множество платных и бесплатных программ, а так же ещё большее множество платных и бесплатных порталов, где вы можете выкладывать записи или проводить прямые трансляции. Списки самых популярных стримерских программ вы можете найти в интернете и особых различий во всех этих программах нет, если не считать интерфейс, платность\бесплатность и нагрузку на ваш компьютер. Лично я пользуюсь Open Broadcaster Software - достаточно мощной, бесплатной и простой программой. На её примере я расскажу о базовых настройках стримерских программ.
Пример главного экрана ОBS:
Видео:
- Разрешение экрана - это ваше разрешение экрана, с учётом которого будет проводиться запись. Важно использовать ваше разрешение экрана, или настроить его в автоматическом режиме, если не планируете писать в окне, с использованием нестандартного монитора.
- Масштабирование. То, какого разрешения и качества (и размера в байтах) получится ваше исходное видео.
- Кадры в секунду - число кадров в секунду. меньше 24 - плохое качество и рывки изображения, больше 30 - чуть выше качество видео, но гораздо больше нагрузка на компьютер и больше вес видео. 25 - довольно оптимальная цифра для почти любой ситуации, но можно экспериментировать.
Пример настройки видео под запись в высоком качестве:
Кодирование:
- Битрейт (видео) - количество передаваемых на сервер данных (трансляция). Очень важная характеристика для стримов в прямом эфире - чем выше битрейт тем выше качество видео. Битрейт может быть ограничен скоростью вашего интернета. На локальную запись никак не влияет. Для очень высококачественных записей рекомендуется от 8000кбит/сек, для записей с качеством похуже, 4000 - 6000.
Пример настройки кодирования под максимальное качество:
Звук и остальные параметры не так важны, интуитивно понятны и настраиваются каждым по своему вкусу, так что не надо о грустном.
Гейм порталы. Их куча. На всех примерно один ритуал регистрации и начала трансляций - зарегистрироваться, ввести в стримерское ПО адрес, на который уйдёт трансляция и можно начинать стримить.
Проведя все настройки, вы получите готовую к записи машину (ваш компьютер), но это будет не больше чем настроенный инструмент. Самое сложное осталось впереди – нужно выбрать объект стрима, тип записи и сделать это.
Выбор объекта :
Как правило, для записи выбирается бой пвп\пве, от начала и до конца, но это может быть и отрывок путешествия в открытом мире и видеоруководство по созданию чудо-машины в ангаре или даже красивая запись бага, сложного для письменного описания на форуме.
Тип записи. Для пробы и просто чтобы «показать себя», можно вести запись и трансляции собственных боёв. Это достаточно сложно, если вы пытаетесь между боем комментировать происходящее на вашем экране и рассказывать зрителям о том, чем сейчас заняты и как проходит бой. Впрочем, успешные записи такого рода тоже пользуются немалой популярностью.
Тем не менее большинство профессиональных стримеров не записывает от первого лица. Они наблюдают бой или следят за его участниками с особых аккаунтов, «обзерверов», «наблюдателей», и им подобных. Так можно полностью сосредоточится на комментировании боя и выборе красивого ракурса для заснятия наиболее интересного кусочка сражения.
Сама запись. Как сделать видео – красивым, сюжет – затягивающим, а голос диктора – чарующим и притягательным?
Голос и дикция (важно): говорить нужно чётко, вмеру громко и вмеру много. Говорить надо по теме стрима - комментировать ситуацию в бою, кто что сделал и что можно попытаться сделать, но не увлекаться постройкой далекоидущих планов. Если нечего сказать - можно немного помолчать и последить за боем. Зрители вряд-ли обидятся, особенно если сосредоточится в этот момент на выборе красивого ракурса на бой.
Снимая от первого лица, вы не будете иметь большого выбора что именно снимать, выполняя задачи боя и стараясь при этом не погибнуть, но записи сделанные наблюдателями очень сложны именно в плане выбора верного ракурса и места съёмки.
Всё поле боя, как-бы вы не старались, даже обладая возможностью моментально переключиться на любого игрока в бою, заснять не получится, и придётся чем-то жертвовать, чтобы успеть запечатлеть на экране тот или иной момент битвы.
Как выбрать тот самый момент?
Сначала выбирается место съёмки – например атака большей части одной из команд какой-то точки интереса – маяка, вражеского инженера, какого-то из игроков. Возможно, подобных точек будет сразу несколько и битва будет кипеть на нескольких фронтах. Если реакция позволит – стример может переключаться между двумя и более точками интереса, комментируя меняющуюся ситуацию на обеих, но в большинстве случаев проще сосредоточить внимание на каком-то конкретном месте, чтобы не дезориентировать зрителей.
Когда место съёмки выбрано – выбирается позиция камеры. В стар конфликте – это игрок, за которым наблюдает стример. Игрока нужно выбирать быстро, чтобы не пропустить начало боя и осмотрительно, чтобы съёмка не получилась некачественной.
_ Например, за кем наблюдать? _
Выбрав игрока на перехватчике, вы вместе с ним окажетесь в самой гуще боя, но… перехватчик самый быстрый и манёвренный тип кораблей в игре, а значит игрок (а вместе с ним и камера!) будет вертеться как юла. Если ваша запись не очень качественная, такая круговерть цветов, взрывов и резких движений создаст на вашем экране размытую абстрактную картину, в которой даже вы сами не сможете ничего понять, не говоря уже о зрителях. Помимо этого, чтобы удержать в поле зрения нужный вам объект, придётся сильно попотеть, постоянно доводя сбитую движением камеру на нужный ракурс. Лучше всего следить за перехватчиками когда они проводят диверсии в тылу врага или атакуют маяки.
Пример, качественной записи на переватчике: (внимание на показатели фпс и читаемые ники ботов. Если фпс ниже 20, а ники нечитаемы, лучше берите другой корабль).
Камера в гуще боя, центрироваться на чём-то одном сложно.
Игроки на штурмовиках более приятны для записей – они не настолько вёрткие и, в большинстве случаев тоже находятся неподалёку от линии фронта, хотя стоит учитывать нюансы слежения за заградителями и оснащёнными крейсерскими двигателями кораблями, которые могут надолго выйти из боя за счёт невидимости или своей скорости. З_а штурмовыми кораблями очень приятно следить, когда те возглавляют массированную атаку, или оказывают огневую поддержку более тяжёлым товарищам._
Пример записи на штурмовике: Камера переманентно в бою, но периодически отдыхает вместе с пилотом.
Можно и следить за ходом боя и не скучать по далёким взрывам.
Фрегаты и эсминцы дадут вам хороший стабильный плацдарм для камеры, но в половине случаев будут держаться дальше от линии фронта, чем остальные корабли и могут «отстать» от основного боя, то есть стать слишком скучной компанией для жаждущих крови зрителей. Фрегаты полезны чтобы чуть со стороны оценить поле боя глазами инженера или дальника, или наоборот – оказаться в самой его гуще на фрегате прикрытия или даже эсминце. Лучше всего записи на таких кораблях получаются во время отражения вражеской атаки, при прорыве в самую гущу вражеского строя или на обороне маяка.
Прмер записи на эсминце: Камера чуть выше поля боя, чуть дальше чем на других кораблях, позиция самая стабильная.
Удобно наблюдать за ходом боя в целом.
Тактическая карта и фиты и характеристики команды за которой вы следите… в общем, учтя все отзывы по многим стримам, могу точно сказать, что почти все зрители жаждут крови и тактическая карта и статистики игроков им решительно не интересны, поэтому показ карты надо стараться минимизировать, как и перебор игроков в поисках красивого кадра.
Теперь остаётся один вопрос: что же делать, с теми, упущенными моментами сражения, которые камера не сняла?
Ответ прост – не забывать про них и комментировать. Если вы один – это сложно, но как минимум сказать «а в это время на левом фланге геройски погиб игрок такой-то», вы обязаны.
Хотя-бы чисто чтобы игроки не забросали вашу страничку в соцсетях тухлыми дизлайками и обвинениями в близорукости.
Если у вас есть напарник по комментаторству – это в корне меняет дело. Напарник почти всегда должен следить за общей картиной на поле боя, хаотично наблюдая за всеми игроками и тактической картой по очереди, и регулярно снабжая ведущего полезными фразами вроде «на правый маяк пошли двое разведчиков из такой-то команды!». Ведущий стример, приняв эти фразы к сведению, может даже покинуть основное поле боя, чтобы лично засвидетельствовать именно эту атаку, в то время как его коллега переключится на слежение за основным боем, чтобы не пропустить ничего интересного.
В целом, это всё, что я хотел сказать. Всем спасибо за внимание и удачи с вашими записями.